“Философия имени” (термин А.Ф. Лосева) получила широкое развитие в нач. ХХ в. в трудах П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева, С.Н. Булгакова (Флоренский 1990; Лосев 1993; Булгаков 1953).

Изначально имяславие развивалось как учение об Имени Божием в традиции восточнославянской философской словологии, которое позднее пришло к оригинальной концепции языка. В спорах имяславцев обсуждался вопрос о том, является ли Имя Божие только условным именем, как остальные слова языка, или это имя есть Сам Бог. Церковного решения эта проблема не получила и по сегодняшний день, однако работы имяславцев “дали определенный толчок развитию мысли – стимул и материал для создания философии слова” (Андроник (Трубачев) 1990: 425-426).

Один из центральных тезисов философии имени гласит: “Имя неотделимо от сущности, и потому есть сама сущность; но сущность именуема, и потому она - не имя” (Лосев 1993: 156).

А.Ф. Лосев писал, что “теории языка и имени не повезло в России” (Лосев 1993: 615), тогда как “каждая наука - в словах и о словах” (Лосев 1993: 628), а “имя - как максимальное напряжение осмысленного бытия вообще - есть также и основание, сила, цель, творчество и подвиг также и всей жизни, не только философии” (Лосев 1993: 746).

Не вдаваясь в анализ сложнейшей концепции языка этих философов, которая неоднократно рассматривалась в литературе именно с позиций означающего и означаемого (Трубецкой 1994; Степанов 1985; Постовалова 1990; 1995; Андроник (Трубачев) 1990; Доброхотов 1990; 1996; Гоготишвили 1993; Камчатнов, Николина 2000), отметим лишь то, что в их работах указывается на “активное имяборчество” в философии и культуре того времени.

А.Ф. Лосев говорит о разламывании имен по духовной их сущности, отщеплении признаков от личности, перерождении имени собственного в нарицательное, отрыве имени от вещей (Лосев 1993а), но при этом отмечает “подлинную ономатологическую магистраль”, которая берет свое начало от “Кратила” Платона через философию Ф.Шеллинга и Г.Гегеля к В. фон Гумбольдту, К.Аксакову, А.Потебне, Г.Шпету, Э.Гуссерлю, А.Марти, Э.Кассиреру (Лосев 1993).

Однако, несмотря на актуальность этой “магистрали” для развития языкознания, труды философов “не смогли оказать сколько-нибудь заметного влияния на развитие отечественного языкознания. Онтологическая теория смысла могла бы стать, но не стала основой разнообразных лингвистических исследований, то есть не превратилась в методологию лингвистической семасиологии” (Камчатнов, Николина 2000: 36).

Показательными являются выводы А.М. Камчатнова и Н.А. Николиной, которые глубоко и всесторонне исследуют философию имени в контексте номинации, решая проблему - “как происходит соединение звука со смыслом”:

“Ф. де Соссюр неверно учил о том, что означаемым слова является понятие; на самом деле означаемым является понимаемое понятие. Если смысл сам по себе есть отвлеченность, то понимаемый смысл является всегда индивидуально-языковым, вследствие чего он обязан иметь свое “лицо”, каковым и является его звуковой облик.

Учить об условности языкового знака все равно что учить об условности человеческого лица; говорить, что смысл мог бы быть выражен любым другим сочетанием звуков, все равно что говорить, что у человека могло бы быть другое лицо. Будем ли мы считать себя самими собой, если, взглянув в зеркало, вдруг увидим там вместо своего совершенно чужое лицо?” (Камчатнов, Николина 2000: 60).

В сущности здесь наряду с другими языковыми законами так или иначе постулируется фоносемантический закон множественности номинации и принцип мотивированности языкового знака.

С.С. Шляхова

Литература: Андроник (Трубачев) Примечания к собранию сочинений А.Ф.Флоренского // Флоренский А.Ф. Избр. произведения: В 2 т. Т.2. М., 1990. Булгаков С.Н. Философия имени. Париж, 1953. Гоготишвили Л.А. Религиозно-философский статус языка // Лосев А.Ф. Бытие-имя-космос. М., 1993. Доброхотов А.Л. Мир как имя // Логос. 1996. № 7. Доброхотов А.Л. Онтология символа в ранних трудах А.Ф.Лосева // Вопр. классической филологии. Вып.Х. Античность в контексте современности. М., 1990. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 2000. Лосев А.Ф. Бытие-имя-космос. М., 1993. Лосев А.Ф. Диалектика имени // Контекст-1992. М., 1993. Постовалова В.И. Наука о языке в свете идеала цельного знания // Язык и наука конца ХХ века. М., 1995. Постовалова В.И. Штрихи к портрету А.Ф.Лосева// Вопросы классической филологии, вып.Х. Античность в контексте современности. М., 1990. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. М., 1985. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Трубецкой Н.С. Соч. М., 1994. Флоренский П.А. Избр. произведения: В 2 т. М., 1990. Шляхова С.С. Тень смысла в звуке: Введение в русскую фоносемантику. Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2003.