Концепцию зауми в 1924 г. активно развивал А. Туфанов. В предисловии «Заумие» к своему сборнику «К Зауми» http://imwerden.de/pdf/tufanov_k_zaumi_2012.pdf он называет заумь «седьмым искусством», в котором музыкально-фонетическая сторона слов играет главную роль.

Он утверждает автономное бытие «беспредметной» поэзии, в которой «звуковые жесты», как более адекватно передающие смыслы, заменяют слова. По аналогии с абстрактной живописью он ратует за создание безОбразных композиций «фонической музыки из фонем человеческой речи». Для этого пригодны фонемы и лексемы всех мировых языков, а также бесчисленные фонетические новообразования. На этом принципе он строил многие свои произведения. В частности, программное стихотворение «Весна» в указанном сборнике набрано из «осколков» слов английского языка и записано транскрипционным письмом (Бычков).

А.В. Туфанов (“Палитра морфем”, “Заумие”, “К зауми”) пытался обобщить и завершить лингвистические изыскания В. Хлебникова, однако “заумь”, по А.В. Туфанову, не следует изобретать, ибо она уже существует, а художник должен лишь услышать ее. Биологическая и семиотическая фоносферы существуют у А.В. Туфанова на равных, они неразделимы.

«Фоническую музыку» Туфанов возводит к глоссолалии апостолов по сошествии на них Св. Духа: «В процессе заумного творчества и эти простые морфемы разрубаются и получаются простые звуковые комплексы, осколки английских, китайских, русских и др. слов. Происходит именно своего рода „сошествие св. духа“ (природы) на нас, и мы получаем дар говорить на всех языках».

По Туфанову, заумь существует в природе так же, как растения и животные. Она естественная часть бытия: “Мир богат ощущениями, создающими осо-бую музыку, он состоит из фонем, шумов, движений” (Туфанов 1923: 125). Особое внимание уделяется “языку птичьего пения”.

«Человечеству отныне открывается путь к созданию особого птичьего пения при членораздельных звуках. Из фонем, красок, линий, тонов, шумов и движений мы создадим музыку, непонятную в смысле пространственных восприятий, но богатую миром ощущений».

А.В. Туфанов выделяет в слове две составляющие: эмоционально-динамическую и информационную. Именно отказ от информационной (resp. семиотической) составляющей и сосредоточенность на интуитивном восприятии, аллитерации, гармоническом движении и ритме являют собою, по А.В. Туфанову, суть “зауми”.

Основное внимание А. Туфанов уделяется исследованию звукосимволизма, который определяется через механизмы синестезии. На материале морфем английского языка (в сопоставлении с фонетикой семитских языков, японскими звуковыми жестами, английскими предлогами и звуковыми аккордами русских частушек) автор определяет звукосимволические (синестемические) функции «движения» согласных фонем.  

«Материалом моего искусства служат произносительно-слуховые единицы языка, фонемы, состоящие из психически-живых элементов – кинем и акусм. «Звук» речи сам по себе есть движение кинем и акусм, с параллельным им движением акустического ощущения; он также близок к природе, как музыкальный звук и как жест в орхестике IsedoraDunkan, где материалом искусства служит само движение, наполняющее время музыкального ритма.

Не «воскрешение слов», а воскрешение функций фонем – вот моя задача, завершившаяся открытием 20-ти неполных законов: каждая фонема имеет психическое сцепление с ощущением: m - пространственно-замкнутого движения, свободного под покровом; n - преграды в замкнутом пространстве; h - прикрытия и свободного движения к центру и прикрытию; g – хаотического вне прикрытия; t - усиления преграды, вызывающей изменение направления» и пр. (Туфанов 2001: 28, 32).

Значимым в концепции А.Туфанова является установление взаимосвязи артикуляторных характеристик звука и движения органов артикуляции с тем смыслами, которые передаются посредством этих характеристик и движений. Можно говорить и о том, что А.Туфанов близко подошел к понятию фонотипа.

Научные основы теории А. Туфанова исследовали оценивают полярно:

«Туфанов всегда шел от теории (сначала Кант, потом Бергсон). Он воспринял заумь от ученых-филологов, а не от поэтов, воспринял как научную (разумную, рациональную) систему. Поэтом-заумником его назвали по недоразумению. Это ученый, исследовавший пространственное восприятие фонем. Его заумь это — разумно созданная поэтическая конструкция, которая воспринимается как заумь, но может быть расшифрована при наличии ключа к ней» (Крусанов 1998).

«В то же время Туфанов провозглашал возвращение к «недумающей природе». В статье «освобождение жизни и искусства от литературы» («Красный студент» -1923 - №№ 7-8) он проповедовал теорию опрощения как высший синтез жизни и искусства и утверждал основные принципы того направления в художественном творчестве, которое на Западе в 1950-е гг. обретает название «поп-арт». Правда, сам Туфанов его называл традиционно - «заумь». Тогда же вышла его статья «Ритмика и метрика частушек при напевном строе» (Красный журнал для всех –1923- №№7,8), где туфановская теория «зауми» выводилась из поэтики фольклора.

Реализовать свою теоретическую заявку художественно Туфанов попытался в книге «К зауми. Фонетическая музыка и функции согласных фонем» (1924), где помимо таблицы речезвуков, демонстрировавшей пространственно-графический эквивалент каждого согласного в русской речи, содержались и образцы новой поэзии: «фоническая музыка», основанная на композиции фонем вне семантического значения слова («Весна»: «Сиинь соон сиий селле соонг….» и.т.д.). Следуя здесь традиции В. Хлебникова (после его смерти Туфанов провозгласил себя «Велемиром Вторым» и «Председателем Земного Шара Зауми»), Туфанов фактически ограничил заумь собственно эстетическими задачами. Хотя и упоминал в своих статьях и декларациях имена многих философов и ученых: А. Бергсона, А. Эйнштейна, В. Вундта, Н. Марра и др.» (Филиппов).

С.С. Шляхова

 

Литература: Шляхова С.С. Тень смысла в звуке: Введение в русскую фоносемантику. Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2003. Крусанов А. А.В.Туфанов: архангельский период (1918—1919 гг.) // НЛО, 1998, № 30 http://magazines.russ.ru/nlo/1998/30/krus.html

В.Бычков. Эстетика http://modernlib.ru/books/bichkov_viktor_vasilevich/estetika/read_1/

Филиппов Г.В. Туфанов http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/tufanovav.php

http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=3188 фото