В “зауми” А. Крученых актуализируется не столько семантический, сколько синтаксический аспект. “Сдвигология” А. Крученых определяет сдвиг как “делание слова, конструкция, наслоение, накопление, расположение тем или иным образом слогов, букв, слов”, результатом которого должно стать “единое звукосмысловое пятно” (Крученых 1992: 11-12). Это “звукосмысловое пятно”, по А. Крученых, и является смыслом поэтического творчества.

Все виды сдвигов, выделяемых поэтом (Крученых 1922), так или иначе приводят к “слому” привычной синтагматики:

  • фонетический (нетипичные консонантные сочетания звуков; диссонансы): Бахнат-хнат-бы/ Нат-бы-хат/ ат-хыб-н),
  • слоговый (стремление к односложным (нетипично коротким) или многосложным (нетипично длинным);
  • зияния, дифтонги: Пегас стар стал/ Зуб ужнет; Крылышкуя золото-письмом), ритмический (пропуск метрических ударений и накопление ударных);
  • смысловой (конфликт ясной и запутанной фразы, обыденного и терминологического слова, “заумного” и системного языка; ср. также “галантерейный язык” обэриута Н. Олейникова);
  • синтаксический (несогласованность, пропуск частей предложения, “неправильное” их расположение: Белый лошадь хвост бежали вчера телеграммой);
  • начертательный (почерк, шрифт, рисунки, двойное/тройное написание);
  • чтение (декламация, хор, пение) и пр.  

В. Шкловский выделяет три вида заумного в творчестве А. Крученых:

1) заумное (песенная, заговорная, наговорная магия) (хлебниковская “до-умь”);

2) разумное (то, что перед научным познанием);

3) наобумное (алогичное, случайное, творческий порыв, механическое соединение слов: оговорки, опечатки, ляпсусы) (Шкловский 1985: 54).

Эти виды зауми так же, как у В. Хлебникова, существуют в контексте “забытого” семиотического, семиотического и вне семиотического (или личного семиотического) пространства.

“Заумь” в понимании А. Крученых близка к экстатической речи, о чем свидетельствуют не только виды актуализируемых поэтом сдвигов, но и интенции художника. Подобными прагматическими установками определяется как собственно экстатические формы речи (сектантские глоссолалии, камлания юродивых, кликуш, шаманов и т.п.), так и употребление в речи аномальных языковых единиц (Шляхова 1998).

К заумному слову прибегают:

1) когда художник дает образы еще не вполне определившиеся;

2) когда не хотят назвать предмет, а только намекнуть;

3) когда теряют рассудок (ненависть, ревность, буйство);

4) когда не нуждаются в нем (религиозный экстаз, любовь) (Крученых 1913).

А. Крученых в роли “первочеловека” создает собственную проторечь, где связь означающего и означаемого очевидна, где не происходит деэтимологизации слова в результате его длительного существования в языке, где разрушается асимметричный дуализм языкового знака. При этом значимой в слове становится семантика звука, его первоначальная чистота (в терминах фоносемантики - примарная мотивированность).

“Слова умирают, мир вечно юн. Художник увидел мир по-новому и, как Адам, дает всему свои имена. Лилия прекрасна, но безобразно слово лилия, захватанное и “изнасилованное”. Поэтому я называю лилию еуы, - первоначальная чистота восстановлена <...>

Стих дает (бессознательно) ряды гласных и согласных. Эти ряды неприкосновенны. Лучше заменять слово другим, близким не по мысли, а по звуку (лыки-мыки-кыки)” (Крученых 1913).

А. Крученых словно “оживляет”, воплощает в реальность ономатопоэтическую концепцию происхождения языка А.А. Потебни, который считал, что язык создавали “поэты”; признание “поэтического” слова сообществом делало его фактом формирующейся языковой системы.

С.С. Шляхова

 

Литература: Шляхова С.С. Тень смысла в звуке: Введение в русскую фоносемантику. Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2003. Шляхова С.С. Аномальные языковые единицы в разных фольклорных жанрах // Фольклорный текст – 98. Пермь, 1998. Крученых А. Сдвигология русского стиха: Трахтат обижальный (Трактат обижальный и поучальный). М., 1922. Крученых А. Декларация слова как такового. 1913. Шкловский В. О теории прозы. М., 1985.

Информация о нем:

http://hylaea.ru/kruch_publ_1.html

http://hylaea.ru/kruch_publ_2.html  

http://www.rulit.me/authors/kruchenyh-aleksej-eliseevich  (фото)

http://silverage.ru/kruch/