ИКОНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЯЗЫКА представляет собой самоорганизующуюся систему лексических и морфологических единиц, объединенных начальным согласным и передающих континуальный спектр значений и смыслов, изоморфно закрепленных за определенными означающими. Элементы системы тяготеют к трем аттракторам – совокупностям единиц и доминантных смыслов лабиальной, дентальной, велярной артикуляционных зон – притягивающим и моделирующим языковые единицы и их смыслы.

В иконическом пространстве языка фонетические, лексические и морфологические единицы связаны топологически; морфологические единицы формируются на базе лексических единиц, связанных общим фонетическим элементом – инициалью.

Инициаль, или согласный, структурно занимающий первую позицию в слове, выступает в качестве важнейшей составляющей корневого слова. На протяжении многовековой истории древний корень, будучи семантически нагруженным, «передает» часть информативности инициали. Сосредоточение в инициальной консонантной позиции наибольшего когнитивного потенциала способствует семантической маркированности начальной позиции в слове, а, следовательно, и информативной выделенности инициали. В целом консонантный «скелет» слова несет максимальный когнитивный потенциал (Л. Р. Зиндер, В. Б. Касевич), а информация при трансляции смысла в письменной речи сконцентрирована в первой половине слова (Р. Г. Пиотровский).

Инициаль как начальный элемент формы входит в каждое корневое слово, обеспечивая «вход» в концепт, или фрагмент концептуальной картины мира древности. Определенные зоны речевого аппарата человека, т. е. собственно антропоморфный фрагмент физической действительности задает параметры для аналогово-метафорической концептуализации объектов-денотатов, иконически представленных посредством лексем. Лексемы являются центральными единицами лексикона и всей языковой системы. Рассматривая совокупности лексических объединений, организованных по алфавитному принципу, можно трактовать фрагменты лексикона как своего рода «диаграммы». Во фрагментах лексем и морфологических единиц с инициалями лабиальной, дентальной, велярной артикуляционных зон диаграмматически представлена последовательность «частей»: Хаос, сотворение мира, космизация Вселенной. Морфологические единицы – аффиксы, форманты грамматических категорий существительного и местоимения (род, число, падеж, лицо), а также сами конституенты указанных частей речи (грамматизованные единицы) связаны с полнозначными лексемами, начинающимися на определенную инициаль. При этом выявляются отношения изоморфизма между означающим / означаемым лексем и морфологических единиц, обладающих одинаковой инициалью. В результате процессов грамматикализации иконичность лексемы может «продолжиться» на грамматическом уровне.

В иконическом пространстве языка существует зависимость между звукосимволической семантикой, доминантными смыслами, объемом лексикона, частотностью лексем, долей заимствований, интенсивностью формирования морфологических единиц, связанных с тем или иным «словарным» фрагментом. Последовательность фрагментов иконических единиц в совокупности транслируемых ими смыслов обнаруживает связь с последовательностью эпистем и этапами порядкообразования сложных развивающихся систем хаос – порядок – хаос.

В основе процесса самоорганизации (спонтанного возникновения) зон интеграции иконических единиц разных уровней лежит тенденция к формированию изоморфизма (гомоморфизма) формы и значения языковой единицы под давлением доминантного смысла. Синергетический эффект – самопорождение интегративных концептов (холистических ментальных образований континуального порядка) – является следствием эволюции топологически организованных областей смысла в точках бифуркации системы лексических и структуральных концептов и отражает синхронную сопричастность объектов и явлений действительности, их ментальных коррелятов и соответствующих иконических единиц.

Методика синергетического анализа иконических единиц в диахронии включает ряд процедур, посредством которых:

– определяются ментальные корреляты лексем и морфологических единиц;

– вычленяются дифференциальные и интегральные элементы смысла, объединяющие языковые единицы;

– устанавливаются базовые когнитивные схемы, лежащие в основе совокупностей иконических единиц;

– выявляются базовые сценарии, «охватывающие» совокупности лексем и морфологических единиц;

– раскрываются коллективные процессы «самодвижения» лексических и морфологических единиц, приводящие к трансляции эмерджентных доминантных смыслов в зонах интеграции иконических единиц.

Наиболее адекватным способом описания эволюции иконического пространства языка является моделирование процесса интеграции иконических единиц и результатов действия этого процесса. Модели интеграции иконических единиц представлены в работе в терминах лабиальной, дентальной и велярной артикуляционных зон. Это родовое наименование модели; видовые наименования соответствуют инициали, объединяющей лексику и морфологические единицы конкретного фрагмента лексикона, например, модель [w]-лексики. В качестве базовых уровней взаимодействия и интеграции единиц, представленных в модели, выступают фонетический, лексический и грамматический уровни. Модель вскрывает содержательные основы иконического пространства языка: совокупность смыслов, имеющих привязку к доминантному смыслу. В непрерывном континууме сополагается фонема-инициаль, лексема и морфологическая единица. Лексемы и морфологические единицы, начинающиеся с инициалей определенной артикуляционной зоны, имеют тенденцию синхронизировать свои смыслы, адаптируя их к доминантному смыслу интегративного фрагмента. Доминантный смысл синхронизирует содержание разностатусных элементов, гармонизирует их и приводит в соответствие с общим иконическим пространством.

Структурированное в виде моделей иконическое пространство языка в единстве материального и концептуального содержания представляет собой своего рода текст – «языковое предание, идущее из глубины веков» (Х.-Г. Гадамер), а лексикон в целом может быть рассмотрен как совокупность «текстов» словарных статей, организованных по алфавитному принципу. «Совокупная словарная статья» передает единое топологическое содержание – архаическую систему представлений о генезисе и последующем развитии мира, общества и человека, т. е. космо-, социо- и антропогенетический коды, параллельные информации о самоорганизации и саморазвитии языка. Структура «диахронического» словаря и интегративных фрагментов языка, таким образом, приобретает собственный смысл, становится синергетическим процессом.

Н.В. Дрожащих.

Синергетическая модель иконического пространства языка:

дисс. докт. фил. наук. Барнаул, 2006

См. ФОНОСЕМАНТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА