Основатель проф. С.В.Воронин
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Обоснование фоносемантики как самостоятельной научной дисциплины, ее категорий, законов, закономерностей; моделирование звукоизобразительной системы языка; фоносемантическая этимология; универсальная типология ономатопов; иконическая концепция происхождения языка; обоснован принцип двоякой – непроизвольной / произвольной – природы языкового знака; разработан метод фоносемантического анализа; выявлены объективные критерии определения звукоизобразительного слова; сформулированы основные законы образования и эволюции языкового знака; выявлена категория фонотипа как основная категория фоносемантики; введено понятие и определена природа синкинестэмии – базиса звукоизобразительности.

 

Станислав Васильевич Воронин – выдающийся русский лингвист, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии Санкт-Петербургского университета. Один из основоположников российской научной фоносемантики. Основатель Петербургской фоносемантической школы, в русле которой (совместно с профессорами Ю.А. Сорокиным (Москва) и А.В. Пузыревым (Пенза) проводились конференции, публиковались сборники докладов и статей, коллективные монографии.

 

Заслугой С.В.Воронина, как и таких ученых, как А.П. Журавлев, И.Н. Горелов, В.В. Левицкий и ряда других, является привнесение порядка и научно обоснованной аргументации туда, где до того почти безраздельно царили субъективизм и дилетантство.

 

Рождение фоносемантики как самостоятельного раздела языкознания принято связывать с именем С.В.Воронина, в лингвистических трудах которого находит свое концептуальное оформление русскоязычная фоносемантическая мысль [Воронин 1969, 1982]. В.В.Левицкий выделяет три основные работы как основу русскоязычной фоносемантики: В.В.Левицкий «Семантика и фонетика» (1973), А.П.Журавлёв «Фонетическое значение» (1974) и С.В.Воронин «Основы фоносемантики» (1982) [Левицкий 2009: 11]. Все работы являются «пионерскими» в этой области, однако, на наш взгляд, именно работы С.В.Воронина надолго определяют пути и перспективы возможного развития фоносемантики. Работы А.П.Журавлева и В.В.Левицкого посвящены, прежде всего, звукосимволизму; в монографии С.В.Воронина обосновано выделение фоносемантики как науки в целом.  

 

В 1968 г. Станислав Васильевич защитил кандидатскую диссертацию на тему "Английские ономатопы: Типы и строение", в которой впервые разработал объективные основы классификации звукоподражательной лексики. Данная классификация основана по понятии фонемотип (позднее термин был заменен на фонотип) – фонема  (группа фонем), объединенных общими дифференциальными акустико-артикуляторными признаками, которые обладают универсальными характеристиками (спирант, вибрант, гуттуральный и т.п.).

 

По мнению С.В.Воронина, основной инструмент фоносемасиолога – моделирование звукоизобразительных слов на уровне фонотипа [Воронин 1969, 1989]. С.В.Ворониным была предложена универсальная классификация ономатопов по соотносимости с их денотатом, которая оказалась принципиально применима к материалу ономатопеи других родственных и неродственных языков. Классификация позволяет приступить к разработке фоносемантических типологии и универсалогии. Одна из главнейших фоносемантических универсалий следующая: в ЗИС любого языка мира наличествуют три класса и два гиперкласса ономатопов [Воронин 1982].

 

Классификация С.В.Воронина была разработана на материале английского языка с привлечением материалов других языков. В дальнейшем эта классификация проверялась на материале таких языков, как индонезийский [Братусь 1976], башкирский [Лапкина 1979], лезгинский [Мазанаев 1985], осетинский [Койбаева 1987], эстонский [Вельди 1988], грузинский [Канкия 1988], русский [Шляхова 1991], немецкий [Шляхова, Шестакова 2011], коми-пермяцкий [Петрова, Шляхова 2000; Шляхова 2003, 2012] и др. Оказалось, что звукоизобразительные слова различных языков сопоставимы друг с другом на уровне фонотипа.

 

Тема связи звука и значения в слове стала темой всей его жизни как ученого, и в 1982 г. С.В. Воронин защищает докторскую диссертацию на тему "Основы фоносемантики", где было продемонстрировано наличие объективных законов, управляющих связью между звуком и смыслом в слове.

 

В работах С.В. Воронина впервые фоносемантика рассматривается как самостоятельная ветвь лингвистики, целью которой является изучение связи звука и значения в слове.

 

Сторонники Петербургской фоносемантической школы придерживаются изобразительной (иконической) теории происхождения языкового знака.

 

С.В. Воронин обосновал принцип двоякой - непроизвольной/произвольной - природы языкового знака, вносящий существенную поправку в "принцип произвольности" Ф. де Соссюра. Разработал метод фоносемантического анализа, вводящего объективные критерии определения звукоизобразительного слова; сформулировал основные законы образования и эволюции языкового знака; выявил категорию фонотипа как основную категорию фоносемантики. Ввел понятие и определил природу синкинестэмии - базиса звукоизобразительности.

 

Под руководством С.В. Воронина было защищено 25 кандидатских диссертаций (здесь предлагается их неполный список):

  • Афанасьев А.Ю. Вопросы семантической эволюции лексики. (На материале английских звукоподражательных существительных). Дис. канд. филол. наук. Л., 1984.
  • Барташова O.A. Звукоизобразительность в терминологии. (На материале английских морских терминов). Дис. канд. филол. наук. Л., 1987.
  • Бартко Н.В. Английские звукоизобразительные RL-глаголы: фоносемантический анализ: Дис. канд. филол. наук. СПб., 2002.
  • Братусь И.Б. Акустические ономатопы в индонезийском языке: Дис. канд. филол. наук. Л., 1976.
  • Ермакова Н.М. Ономатопея: англо-русские параллели в переводе: Дис. канд. филол. наук. СПб., 1993.
  • Иванова М.В. Звукоизобразительная лексика в англоязычной детской сказке. Дис. канд. филол. наук. Л., 1990.
  • Канкия Н.Д. Примарная мотивированность слова. (На материале английского и грузинского языков). Дис. канд. филол. наук. Л., 1988.
  • Климова С. В. Глаголы «неясного происхождения» в Сокращенном Оксфордском словаре (элементы этимологической фоносемантики). Дис. канд. филол. наук. Л., 1986.
  • Койбаева Т.Х. Звукоизобразительная лексика английского и осетинского языков. (Опыт фоносемантической типологии). Дис. канд. филол. наук. Л., 1987.
  • Кузьмич И. В. Звукоизобразительная лексика американского слэнга: фоносемантический анализ. Дис. канд. филол. наук. СПб., 1993.
  • Мазанаев И.А. Основные группы звукосимволических слов: фоносе-мантический анализ. (На материале английского и лезгинского языков). Дис. канд. филол. наук. Л., 1985.
  • Петрова Л.И. Редупликация в английской словообразовательной системе. Дис. канд. филол. наук. Л., 1978.
  • Петухова Е. В. Морфологическое и конверсионное словообразование от ЗП-основ в английском язык. Дис. канд. филол. наук. Курск, 2001.
  • Пономарева C.B. Фоносемантический анализ лексики: этимологический аспект. (На материале англоязычной научной фантастики). Дис. канд. филол. наук. СПб., 1991.
  • Сабанадзе М.Я. Синестезия в подъязыке музыковедения. (На материале английского языка): Дис. канд. филол. наук. Л., 1987.
  • Слоницкая Е.И. Звукосимволизм обозначений округлого. (Опыт типологического исследования). Дис. канд. филол. наук. Л., 1987.
  • Шамина Е. А. Дистрибуция лабиальных в фонетическом и фоносемантическом отношении. Дис. канд. филол. наук. Л., 1988.

 

Фоносемантические идеи Петербургской фоносемантической школы во многом определяют теоретическую базу докторских диссертаций А.Б. Михалева, Ж. Колевой-Златевой, Л.П. Прокофьевой, Н.В. Дрожащих, Е. В. Сундуевой, С.С. Шляховой и др.

 

Вклад Петербургской фоносемантической школы в развитие русскоязычной и мировой фоносемантики переоценить невозможно. Пройдет еще не один десяток лет, пока открытия С.В. Воронина станут очевидны для многих лингвистов, которые смогут в полной мере осознать величие его лингвистической мысли и воспользоваться его теорией. 

 

По материалам сайта «ЛИК»

составила С.С. Шляхова, 2014 

contentmap_plugin
made with love from Joomla.it - No Festival