Развитие русской лингвистической мысли связано с деятельностью Казанской лингвистической школы (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Н.В. Крушевский, В.А. Богородицкий, А.И. Анастасиев, А.И. Александров) и Московской “формальной” школы (Ф.Ф. Фортунатов А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, В.А. Богородицкий, М.М. Покровский), которые не уделяли специального внимания вопросам, связанным с фоносемантикой. “Наука о языке, очевидно, развивается циклически, каждый раз начинаясь со звукового слоя, потом передвигаясь через морфосистемы к синтаксическим” (Николаева 1996: 85).

Исследования казанцев связаны прежде всего со строгим разграничением звукового и графического аспектов языка, фонетической и морфологической членимости слова, языковой динамики и статики. Особое внимание уделялось изучению живых языков, индивидуально-психологическим аспектам, “антропофонике”, исторической изменчивости морфологической структуры слова. В основе всех исследований лежит принцип историзма, а язык рассматривается как социально-психологическое явление.

Москвичи в основу своих исследований кладут поиски “формальных” критериев для осмысления языка, выражая “протест против смешения грамматики с логикой и психологией” (Л. Ельмслев).

После А.А. Потебни, который объяснял происхождение языка психологическими факторами, проблема происхождения языка не занимает русистику, которая ограничивается лишь редкими и частными замечаниями по этому вопросу.

И.А. Бодуэн де Куртенэ придерживался эволюционной теории происхождения и развития языка (путем восхождения от более низких ступеней развития к ступеням более высоким) и считал особенно важным и необходимым для науки воссоздать так называемые первобытные (Ursprachen) и основные (Grundsprachen) языки.

Ученый придерживается теории полигенетического происхождения языка, считая что “миф о происхождении всех людей от одной пары не может быть фактом науки”. Важным условием возникновения речи И.А. Бодуэн де Куртенэ считает прямохождение, которое приводит к изменению моторики, в том числе и артикуляционной. Отдельными замечаниями ставится вопрос о “языке” животных и птиц (Бодуэн де Куртенэ 1963, 1: 67-69, 209-211).

Писал И.А. Бодуэн де Куртене и фоносемантические стихи, явно иронизируя над подобной поэзией:

Караменота селулабиха

Кеременота шёвелесула

Тиутамкунита горгонелита

и т. д. и т. д., без конца.

Он писал: «Есть люди, обладающие способностью произносить целые ряды «заумных слов». Я сам принадлежу к этим людям. Я могу в течение нескольких часов извергать из себя, с разнообразной интонацией, произносимые целые, производящие впечатления каких-то стихов, какого-то рассказа или какого-то изложения».

В.А. Богородицкий объяснял зарождение звукового языка в необходимости социального взаимодействия.

Более подробно этот вопрос исследовался Д.Н. Кудрявским, что, на наш взгляд, обусловлено не движением общенаучной и индивидуальной лингвистической мысли, а биографическими факторами. На Д.Н. Кудрявского оказывают большое влияние работы К. Маркса, Ф. Энгельса и Г.В. Плеханова. Он переводит на русский язык работу Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, что, вероятно, во многом и предопределяет его лингвистические взгляды на вопрос о происхождении языка.

В работе Д.Н. Кудрявского “Введение в языкознание” (1912, 1913) центром проблем языкознания называется вопрос о происхождении языка, который решается в контексте популярной тогда теории Энгельса-Нуаре и - одновременно - традиционных для русистики междометной и звукоподражательной теориях.

Развитие головного мозга и органов речи связывается с прямохождением и освобождением руки, которые и явились одним из условий преобразования звуков животных и междометий в звуковые символы, обозначающие “смутные, нерасчлененные, сложные представления”, которые превращаются в слово.

Особую роль в возникновении языка Д.Н. Кудрявский отводит междометиям, ограничиваясь при этом лишь указанием этапов в развитии языка из звуков животных и междометий.

“<...> В междометии отражается непосредственно сильное душевное движение, которое даже может являться препятствием для произнесения слова, между тем как в слове проявляется спокойная работа ума и, следовательно, значительное ослабление чувства. Это показывает, что для развития языка необходимо было наряду с развитием ума и ослабление впечатлительности”;

“Такими этапами являются следующие моменты: 1) звуки являются непосредственным отражением впечатлений внешнего мира, 2) звуки становятся символами воспринятых впечатлений и 3) сопоставление звуковых символов и соответствующих сложных представлений ведет к обоюдному анализу и вырабатывает слово с его значением” (Кудрявский 1913: 56-60).

С.С. Шляхова

 

Литература: Шляхова С.С. Тень смысла в звуке: Введение в русскую фоносемантику. Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2003. Николаева Т.М. Теории происхождения языка и его эволюции - новое направление в современном языкознании // ВЯ. 1996. № 2. Кудрявский Д.Н. Введение в языкознание. Юрьев (Дерпт), 1913. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. Т.2 М.: АН СССР, 1963.

http://www.rulex.ru/rpg/persons/163/163650.htm (фото)