В исследовании Г.П. Павского “Филологические наблюдения над составом русского языка” (1841-1842) представлен “первоначальный состав” языка, где выделяются звукоподражания (“те звуки, которыми начинающий говорить подделывается под голос одушевленной и неодушевленной природы”), междометия (“невольные порывы чувств радости, печали, удивления, страха”) и “лепетные” слова (“первые звуки детских уст”), т.е. описывается первая (в генезисе) стадия развития языка - натуральная.

Можно говорить о смутном предположении ученого о фоносемантическом законе изоморфизма и первом приближении к понятию фонотипа, по крайне мере, на начальной стадии развития языка.

Мысль о стадиальном развитии языка, его изначальной отприродности неоднократно возникает в размышлениях Г. Павского: “В человеке свободно мыслящая сила не вдруг обнаруживается. Сперва весь он (язык) состоит под влиянием природы и управляется слепою чувственностью”.

Интересным представляется замечание протоирея Павского о некотором сходстве звуков человеческого языка: ”И как природа везде действует одинаково, то и первоначальные звуки человеческих уст во всех языках одни и те же или, по крайней мере, сходны между собой” (Павский 1842: 74-75).

Не менее важным является в работе новый взгляд на этимологию, хотя сам Г.П. Павский не был лишен элементов “дурного” шишковского “корнесловия” в построении этимологий.

“Нелегко выискивать чистые корни русского языка. Любитель слова, решающийся на такое изыскание, должен иметь ясное понятие о всех формах русского словопроизводства и основательное знание иноземных языков, с которыми русский язык бывал в связи. Иначе он тотчас собьется с прямой дороги и подвергнет себя посмеянию людей здравомыслящих” (Павский 1842: 74-75).

Особо значимыми являются в трудах Г.П. Павского исследования форм русского словопроизводства и словообразования внутри классов имен и глаголов, где особенно глубоко разработана система глагола.

“Исследование Павского составило целую эпоху в истории русских грамматических исследований. На него опираются, из него исходят почти все русские грамматические построения с уклоном в философию языка - вплоть до работ А.А.Потебни” (Виноградов 1978, 299).

Необходимо вспомнить также, что русская церковь дала немало философов, которые развивали философию имени как лингвистическую концепцию, выйдя за рамки имяславия как учения об Имени Божием.

Особенно активно эта теория развивалась в начале ХХ в. в трудах В.Ф. Эрна, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева, С.Н. Булгакова, которые пошли дальше протоирея Г. Павского.

С.С. Шляхова

 

Литература: Павский Г.П. Филологические наблюдения протоирея Г.Павского над составом русского языка. Второе рассуждение // Хрестоматия по истории русского языкознания. М., 1977. Виноградов В.В. История лингвистических учений. М., 1978. Шляхова С.С. Тень смысла в звуке: Введение в русскую фоносемантику. Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2003.

Информация о нем: http://rulex.ru/01160057.htm

http://www.rulex.ru/rpg/persons/183/183801.htm (фото)