СИНЕСТЭМИЯ является психофизиологической основой звукосимволизма (букв. «соощущения» + «соэмоции»). Под синестэмией мы понимаем различного рода взаимодействия между ощущениями разных модальностей (реже - между ощущениями одной модальности) и ощущениями и эмоциями, результатом которых на первосигнальном уровне является перенос качества ощущения (либо перенос нервных импульсов), на второсигнальном же уровне – перенос значения, в том числе перенос значения в звукосимволическом слове.

Следует, по-видимому, выделить два важнейших пути сенсорного взаимодействия:

1) центральный,

2) периферический.

Первый охватывает две разновидности связей: эфаптические (контактные) связи и ассоциативные (межцентральные, кортикальные) связи.

Эфаптические связи (связи через соприкосновение нервных путей). Возбуждение одних нервных волокон и клеток влияет на состояние других, смежных с ними. Этот вид связей объясняет, в частности, явление усиления слышимого громкого звука при освещении глаз.

Ассоциативные связи. Существование многочисленных ассоциативных волокон, связывающих между собой различные участки коры головного мозга (а также наличие иных межцентральных связей) – один из путей, посредством которых изменения, индуцированные в одном органе чувств, могут влиять на состояние другого.

Выделяют три типа сенсорного взаимодействия.

Первый – это влияние, которое раздражение одного рецептора оказывает на пороги другого.

Второй вид взаимодействия ощущений - синестезия. Примеры – «цветной слух», а также слуховые впечатления, вызываемые световыми раздражителями.

Третий вид взаимодействия ощущений проявляется в той взаимосвязи ощущений разных рецепторов, которая постоянно имеет место в процессе восприятия любого предмета или явления. Так, при ощущении терпкого или едкого вкуса пищи к собственно вкусовым ощущениям присоединяются осязательные и легкие болевые ощущения.

К четвертому виду относится то влияние, которое может оказывать ощущение одной модальности на ощущение другой модальности в смысле накопления (либо уменьшения) количества одного ощущения под воздействием другого.

Наряду с синестезией случаи этого рода особенно значимы для понимания психофизиологической основы звукоизобразительности. Примеры, в частности, таковы: повышение тона – потемнение цвета; низкие звуки делают последовательные образы менее яркими и удлиняют период затухания этих образов.

Звукосимволическая номинация широко действует не только в сенсорной, и в эмоциональной сфере. Роль эмоционального фактора представляется особенно важной в свете вывода о том, что результаты воздействия звуковых раздражителей на цветное зрение человека зависят от того эмоционального знака, которым они сопровождаются. По-видимому, положительная либо отрицательная эмоциональная окраска (приятное/ неприятное, удовольствие/неудовольствие) благодаря своей всеобщности действительно может выступать в качестве медиатора, своеобразного «общего знаменателя» при переносе качеств ощущений.

Следует подчеркнуть, однако, что роль эмоционального фактора этим не исчерпывается: он может выступать и как «самостоятельный» конечный элемент в цепи переноса «ощущение > эмоция». Примеры этого плана таковы: высокие, быстро следующие звуки возбуждают, а низкие, протяжные звуки понижают эмоциональное возбуждение; с обонятельными, вкусовыми и тактильными ощущениями наиболее тесно связаны чувства удовольствия/неудовольствия; сахар вызывает ощущение, сопровождающееся чувством удовольствия; горечь – качество вкусового ощущения – распространено на эмоции (ср. «горечь разочарования»); жесткость, неровность, «грубость» фактуры оценивается как «неприятное», мягкость и гладкость - как «приятное».

Подобные факты, как это представляется, могут получить теоретическую интерпретацию в плане развития идеи о принципиальном учете случаев переноса «ощущение > эмоция». Отмеченная выше «всеобщность» таких явлений эмоциональной сферы, как положительная/отрицательная эмоциональная окраска позволяет в значительной мере объяснить перенос качества ощущения во всех случаях, когда участвует эмоциональный элемент.

Эмоциональный элемент может участвовать в синестэмии двумя путями:

1) либо как некий вспомогательный элемент при переносе «ощущение > эмоция > ощущение»,

2) либо как самостоятельный конечный элемент в цепи переноса «ощущение > эмоция».

Синестезия есть психофизиологическая универсалия, лежащая в основе звукосимволизма как универсалии лингвистической. Область действия синестэмии – сенсорно-эмоциональная сфера; эта же сфера в значительной части ее есть область денотации звукосимволической лексики.

С.В. Воронин. Основы фоносемантики. Л., 1982